neuport (neuport) wrote,
neuport
neuport

Categories:

О дефиците душевности

Эта статься задумывалась мною давно. Каждый раз, когда современные исполнители берутся за исполнение старых советских песен, когда молодые актёры пытаются изобразить жизнь и нравы из прежней эпохи, мне становится тошно от их фальши. Я вижу, как наигранными интонациями, вымученными гримасами они думают заменить содержание души, глубину и полноту переживания.

Показательно полное фиаско современных артистов исполнить песни Анны Герман в каких-нибудь телепроектах типа "Один в один". Вне сомнений, они способны спеть песню безупречно в музыкальном плане, они идеально попадут в нужную ноту, если как следует потренируются, но исполнение подчас при этом у них страдает такой бездушностью, что хочется крикнуть им в экран: "Прекратите насиловать песню! Заканчивайте! Уходите!" И дело совсем не в том, что им не природно то чистое сопрано, каким обладала незабвенная немка, а в том, что в своём супермагаполисе они никогда не получат тот жизненный опыт, то переживание действительности, тот канувший ныне в Лету славянский менталитет, каким была наделена родившаяся в Узбекистане в семье репрессированного отца девочка, затем переехавшая в Польшу вслед за отчимом. Без натуги, без пафоса, без намерения, спокойно исполняя песню, самим пением она обнаруживала перед слушателями глубинный драматизм сердца, воспитанном в страдании, подлинное человеческое богатство души, лишённое всякой показушности или пошлости. За простоту и подлинность, за чистый голос, за удивительную душевность, которая живёт не в нотных листах, а в сердце, за тихость и вместе силу её и любили миллионы простых людей. Польская по гражданству, это была настоящая русская певица. Никто никогда не споёт так, как пела Анна Герман. Никто и никогда. Все попытки даже приблизиться напрасны. Наше бездушное время, я почти уверен в этом, не способно уже и породить таких носителей душевной красоты. А без этого нечего пытаться спеть под Анну Герман.

Едва ли не всякий раз, когда я слышу ту или иную новую песню из уст нынешних поп-исполнителей, я прихожу в ужас от того, как же они сами не слышат бездушности своего так называемого пения. Куда смотрят их продюсеры? Это же не пение, а карканье. В их голосе звучат ноты хамства, скандальности, строптивости, наглости, кичливости и т.д. Это больные души, почти напрочь пустые, неспособные одарить слушателей, заворожить внутренней красотой. Они напрягают свои связки только с одной целью - заработать, много и сразу. Пипл схавает и заплатит. Они нередко пытаются изобразить в песне душевное страдание, как можно более глубокое страдание, прибегая к жалобно-скулящим интонациям в своём голосе, но для кого как, а для меня это очевидная фальшь и ничего больше. Их ошибка заключается, во-первых, в том, что они пытаются изобразить то, чего не знают, а только слышали об этом, а во-вторых, в том, что их общее нравственное состояние, делая их души больными, бедными и уродливыми, не позволяет им накопить настоящее внутреннее богатство и показать его.

Похожая ситуация в мире кино. Хочется сказать кинопродюсерам: уважаемые! снимайте кино про сегодняшнюю жизнь, она вам ближе, понятнее, вы сейчас ею живёте, не беритесь снимать про то, какими были люди во время войны, тем более до революции, про то, чего вы не видели, не пережили и чем сейчас не живёте. Не похоже совсем! Ну, не так люди говорили в то время, не так реагировали, даже не так шагали, не было ещё в их голосе столько цинизма, наглости и пошлости, как вы сейчас показываете! Разве я не прав? Сравните игру ваших артистов с тем, как играли - нет, даже не во время войны, а значительно позже, скажем в фильме Быкова "В бой идут одни старики". Ну, проще были люди, намного проще! Душевнее, проще, достойнее, внутренне богаче. Не может, никогда не сможет внутренне нищий изобразить внутренне богатого. Поэтому мы с женой не смотрим недавно отснятые фильмы про войну. Диагноз короткий: туфта. Не говоря уже о псевдо-историчности сюжетов. "Не верю!" - кричу я этим лицедеям, этим подменщикам, этим мошенникам, демонстрирующим неправду. Особенно вызывает смех и боль, когда сегодняшняя москвичка, едва оторвавшись от трёпа в социальных сетях, вся такая дольче-кабана, пытается изобразить на экране донскую казачку, у которой руки загрубели от тяжёлой работы. Ну, чего вы позоритесь! Совсем, что-ли, перестали уважать зрителя, надеетесь, что он поверит в эту подмену человеческого характера? Нарисовать лицо вы нарисуете, правильные костюмы оденете, а душу где возьмёте? Голос, выражение лица и взгляда - всё то, что выдаёт содержание души, выдаёт вас с потрохами. "Не верю!"

Смелость творческих работников в изображении исторической действительности зиждется на их уверенности, что люди всегда одни и те же в разные исторические эпохи. И поэтому любой современный человеческий материал вполне годится в качестве красок для исторического полотнища. Но вот, даже на полувековом срезе мы видим, что люди обеднели душой, они нравственно так заметно исказились, что стали не очень похожи на своих ещё не очень далёких предков. Вот в чём заключается коренная ошибка. Порок не может изобразить добродетель, как бы сильно не старался, как бы не надеялся на свой артистический талант. Отсутствие глубины не может изобразить её присутствие. Все попытки становятся фальшью.
Tags: наблюдения
Subscribe

  • С книгой.

    До автобуса было добрых полчаса, и зная, что у меня в рюкзаке лежит книжка, забытая с прошлой смены, я с удовольствием решил скоротать время за…

  • Ошкош - 2021.

    Аэрошоу на аэродроме Ошкош в этом году. Снова было на что посмотреть. Какие раритеты!

  • Читаю лётчиков (2).

    За последнее время прочёл несколько книг из моей библиотеки лётчицких мемуаров. Невзрачная с виду и с глупым названием книга "Поэма о крыльях"…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments